Факты и мифы

Уильям Миллер и история зарождения движения

«Я не могу согласиться с тем, что все это дело было начато с Божьего благословения...»10
«Вильям Миллер - набожный американский фермер...».11

Так начинается рассказ о зарождении церкви «адвентистов - субботников» у Рогозина. То, что Миллер был фермером, в книге подчеркивается не раз.12 Под этим обычно в литературе подобного рода подразумевается примерно следующее: «Человек, который на своем веку видел только то, как сажают картофель, вдруг вздумал потрясти мир богословскими исследованиями, забыв о необходимости иметь особое богословское образование, знать языки оригинала Священного Писания, и, возможно, степень доктора богословия для обретения права исследовать и толковать Библию».

Что ж, история действительно знает достаточно примеров подобного рода, когда из «низшего» сословия, из простых семей выходили люди, ставшие легендой. Достаточно вспомнить великого русского ученого Ломоносова, президента США Авраама Линкольна, выдающегося русского писателя Платонова.

Однако, Миллер - не фермер, по крайней мере, в обычном смысле этого слова. Назвать Миллера фермером - это все равно, что сегодня в России, где около 80% населения каждый год работают на земле, на вопрос «Кем был Святослав Федоров?» ответить - «Земледельцем», так как он действительно любил работать на даче!13 «В век, когда девять десятых американского населения жили на фермах, Вильям Миллер также был фермером».14 Иными словами, «набожный американский фермер» - это характеристика, которую в то время можно было бы дать практически каждому жителю Соединенных Штатов.

Кем же в действительности был этот человек? Поскольку мнение большинства читателей книги «Почему я не могу?» о Уильяме Миллере складывалось только на основании представленного в ней материала, позвольте кратко рассказать об этом удивительном человеке, основываясь на документах, сохранившихся с прошлого столетия, написанных о Миллере в светской прессе, его противниками или сотрудниками, им самим. Это поможет нам избежать тенденциозности в изложении фактов.

«Еще в раннем детстве в нем проявились более чем средние интеллектуальные способности и сила мысли. Несколько лет сделали эти отличия все более и более заметными для всех, кто попадал в его общество».15

Когда он был мальчиком, в Лоу Хэмптон, штат Нью-Йорк, на протяжении большей части года не было программного школьного образования. Даже «в 1801 году, когда ему было восемнадцать лет, в Соединенных Штатах существовало всего двадцать пять колледжей различного типа».16 По этой причине образование, в основном, обреталось самостоятельно. «Страна тогда была еще молодой, и возможности обучения Миллера до девятилетнего возраста были весьма малы. Однако мать научила его читать, так что когда он пошел в общую школу, он мог читать Библию, Псалтирь и старый Сборник Гимнов, из чего на то время состояла вся библиотека его отца».17 «В детстве для чтения и развлечения он использовал небольшую стопку литературы, доступную в семье. Он наслаждался ограниченными возможностями районной школы всего несколько лет, пока по всеобщему признанию не превзошел в своих достижениях учителей того времени».18 Подобно Аврааму Линкольну, он по ночам, когда отец ложился спать, читал при свете пламени костра.19

«После девяти лет его посылали в школу на три месяца в год, пока он не достиг четырнадцати. В течение этого времени он был отмечен своими друзьями как «чудо учености», как они называли его, в особенности в области правописания, чтения и письма. В возрасте четырнадцати лет он страстно захотел достать книги для чтения... в особенности историю и журналы путешественников. Несколько джентльменов в округе, где проживал его отец, зная о любви Уильяма к чтению, любезно предоставили ему возможность пользоваться их личными библиотеками, что он принял с великой благодарностью. С этого времени до двадцати одного года он был самым прилежным студентом древней и современной истории... Женившись в возрасте двадцати двух лет, он поселился в Полтни, штат Вермонт. Здесь ему вновь посчастливилось продолжить свое любимое изучение благодаря доступу к большой общественной библиотеке».20 «Разыскивая людей сходных интересов, он вступил в литературное общество».21

Издатель газеты Сэнди Хилл Херальл, который знал Миллера лично, но, однако, не соглашался с его богословской точкой зрения, указывает, что «Мистер Миллер сейчас (после проповеди о пришествии), как и на протяжении многих лет... как гражданин, человек, и как христианин оценивается высоко всеми, кто знает его».22 Еще оттуда же: «Все, кто когда-либо слышал его лекции, или читал его труды, должны признать, что он серьезный мыслитель и, как таковой, готов к серьезной аргументации с теми, кто не согласен с ним...Кто, видев его искренность за кафедрой, слышав его природное красноречие, которое таким щедрым потоком льется с его уст, осмелится сказать, что он обманщик? Мы отвечаем, будучи уверены, что не разойдемся во мнениях ни с одним беспристрастным умом: никто!» Далее редактор делает утверждение, которое весьма важно для наших целей: «Мистер Миллер, вне всякого сомнения, для подтверждения проникает до оснований знания Откровения (Библии) и истории».

Указанные недюжинные интеллектуальные способности и кругозор очень скоро сделали Уильяма Миллера весьма известным человеком в округе, где он проживал. С 1809 года Миллер начал участвовать в общественной жизни, сначала как констебль, затем как выборный шериф, а после, начиная с 1821 года, год за годом избирался мировым судьей, исполняя обязанности юриста, и членом самоуправления. Его дом всегда был центром общественной деятельности. Когда началась война с Англией, 47 человек направили заявление о том, что присоединятся к Американской армии добровольцев только на условии службы под его командованием. Поэтому 7 ноября 1812 года Миллер был произведен в капитаны милиции штата. Вернувшись с войны с несколькими наградами, Миллер продолжил прерванную общественную деятельность.23

Эти краткие сведения показывают, как далека от действительности картина «набожного фермера», нарисованная Рогозиным. В действительности же Уильям Миллер был одним из выдающихся людей своего времени. Любовь к знаниям, привычка обстоятельно и критически размышлять над разными явлениями поставили его в ряд всесторонне развитых мужей, обладающих здравым суждением. Его интеллектуальные способности, познания в области литературы, юриспруденции, истории, а позже и Библии, которую он мог большими отрывками цитировать наизусть, просто удивительны.

«Вопреки ясным словам Христа: «О дне же том и часе (когда Сын Человеческий придет) никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один...» «итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий», Вильям Миллер публично предсказал, что, по его точным вычислениям, Христос придет на землю в 1843 году».24

В данном отрывке мы рассмотрим, действительно ли Миллер «публично предсказал» пришествие на основании своих «точных вычислений».

Знал ли сам Миллер о наличии указанных Рогозиным текстов? Принимал ли он их во внимание? Вот что он пишет сам: «Порой во время исследования всплывал текст «О дне же том и часе никто не знает» и т.д.; как же тогда Библия может открывать время пришествия? Я немедленно исследовал контекст, в котором он находился, и тут же обнаруживал, что в той же самой связи нам сообщено, как можно узнать, когда уже близко, при дверях. Следовательно, этот текст не учит, что мы не можем ничего знать о времени этого события» (курсив наш).25

На самом деле Миллер никогда не назначал точной даты пришествия. Во всех своих публичных выступлениях и печатных лекциях он был весьма осторожен в высказываниях касательно точного времени. Такие выражения, как «вероятное время», «около 1843 года», «приблизительно через двадцать пять лет...»26 и подобные показывают, как бережно Миллер относился к библейскому тексту, прекрасно понимая, что «дня и часа никто не знает». «Я боялся, - пишет он, - рассказывать об этом, чтобы в случае ошибки не ввести кого-либо в заблуждение».27 «Я никогда положительно не относился к назначению какого-либо конкретного дня пришествия Господа, веря, что никто не может знать дня и часа. Во всех моих опубликованных лекциях на обложке можно увидеть: «около 1843 года». Во всех своих устных лекциях я неизменно говорил слушателям, что периоды закончатся в 1843 году, если [выделено Миллером] в моих вычислениях нет ошибок...»28

Итак, во-первых, Библия не говорит о невозможности узнать приблизительное время пришествия Христа, напротив, сообщила нам массу деталей в качестве признаков, указывающих на время этого события.

Во-вторых, Уильям Миллер никогда не назначал точную дату пришествия Христа, всегда говоря о приблизительном времени.

«Все сроки истекли, а Христос не явился. Потрясенный неудачей, Вильям Миллер поспешил сделать газетным репортерам заявление, что в его сложные пророческие вычисления вкралась математическая ошибка... На этот раз Миллер был абсолютно уверен, что Христос явится на землю 22 октября 1844 года».29

Оценивая данное утверждение, непредвзятый читатель, вне сомнения, уже насторожился. Правду ли говорит Рогозин? Как мы увидели, Миллер был против назначения конкретного дня. Как же в действительности он отнесся к тому, что в 1843 году Христос не пришел?

На самом деле Миллер не объявлял репортерам об ошибке. Вот как он сам описывает события. «В 1842 году некоторые мои собратья начали с великой уверенностью проповедовать о точном годе... Общественная пресса также напечатала, что я назначил определенный день, 23 апреля, как день пришествия Господа. Поэтому, в декабре того года, поскольку я не видел никаких ошибок в своих вычислениях, я опубликовал свое мнение, что Господь должен придти где-то между 21 марта 1843 и 21 марта 1844. Некоторые сосредоточили свои умы на конкретных днях; но я не видел доказательств подобному взгляду» (курсив наш).30

Когда же Христос не пришел в марте 1844 года, в одном из периодических изданий ожидавших пришествия появилось следующее заявление, озаглавленное «Письмо м. Миллера - его позиция»:

«Вот позиция, которую я должен сейчас принять, и работа, которую я должен еще совершить, будет осуществлена следующим образом. Я буду доказывать Писанием и историей, что ВРЕМЯ исполнилось.

Показывать завершение всех ЗНАМЕНИЙ.

Поддерживать долг ОЖИДАНИЯ, так как мы не знаем, в какой час может прийти Господь. И если Бог желает, чтобы я сделал еще что-то в Его винограднике, Он дарует мне силы, отворит дверь, и даст способности сделать все, в чем будет Его воля для Его славы и самого доброго людям».31

Итак, как мы видим, Миллер, не заявлял репортерам об ошибке, не назначал дату 22 октября 1844 года и вообще был против подобных попыток.

Откуда же появилась дата 22 Октября? Она в действительности появилась в среде ожидавших пришествия, но вовсе не благодаря Миллеру. Ее назначил Самуил Сноу, один из сотрудников Миллера. Вот как это произошло.

На большом лагерном собрании в г. Эксетер, Нью-гемпшир,32 которое проходило 12-17 августа 1844 года, Самуил Сноу сказал проповедь, которая дала начало так называемому «движению седьмого месяца».33 Примерный краткий план этой проповеди таков:

Мк. 13:32 «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».

«Многие думают, - сказал Сноу, - что этот отрывок доказывает, что люди не узнают время пришествия. Но если он доказывает это, то он таким же образом доказывает и то, что Сын никогда не узнает время, ибо текст делает то же утверждение о Сыне, что и о людях и ангелах! Но если этот текст не доказывает, что Христос никогда не узнает время Своего пришествия, он не доказывает и то, что люди и ангелы никогда не узнают!»

Евангелие от Марка 1:15 указывает на исполнение времени в связи с началом общественного служения Христа: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Какое же время исполнилось? Время, указанное в пророчестве Даниила 9:25: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» .

Повеление о восстановлении Иерусалима после Вавилонского плена вышло в 457 году до нашей эры. 69 седмин (недель), или 483 дня, согласно пророческому принципу «день за год» (Иез. 4:6) равняются 483 годам. Если к 457 году до н.э. прибавить 483 года, мы приходим к 27 году - точному времени, когда прозвучали слова «исполнилось время» и началось служение Христа. Лук. 3:1-3 показывает, что деятельность Иоанна Крестителя и начало общественного служения Христа начались в «пятнадцатом году правления Тиберия кесаря» . Согласно историческим данным, Тиберий начал править в 12 году н.э., следовательно, его пятнадцатый год это 27 год н.э., как и было предсказано пророчеством.

Но это еще не все. Пророк Даниил предсказывает и точное время смерти Иисуса Христа: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет... И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение...» (Дан. 9:26,27) . Сказано, что смерть Христа произойдет по истечении 69 седмин, то есть после 27 года н.э., а далее уточняется, что это произойдет в середине седмины. Половина седмины - это 3,5 года.

Так в действительности и произошло. Миссия Христа продлилась 3,5 года, после чего Его распяли; в точности, как и предсказывало пророчество. В тот час, когда Христос висел на кресте, служение в храме, все жертвы и приношения потеряли свой смысл, так как была принесена истинная жертва, заключен Новый Завет. «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27:50,51) .

Итак, Христос умер точно в год, предсказанный пророком Даниилом. Но, что еще удивительнее, Библия указала и день Его смерти. Каким образом? - Системой служения в ветхозаветном святилище.

Главным весенним религиозным праздником, проходившем в Ветхом Завете, была Пасха, которая справлялась 14 Нисана по лунному еврейскому календарю, что соответствует примерно марту - апрелю нашего календаря (Лев. 23:5) . В этот день заколали пасхального агнца, который указывал на Иисуса Христа, «Агнца Божия, берущего на себя грех мира» (Ин. 1:29,36) . Этот праздник был частью прообразного служения во святилище.

Когда же был распят Христос? - Именно 14 Нисана, в день еврейской Пасхи, как Агнец Божий! 1 Кор. 5:7 говорит: «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского» (Ин. 18:28,39). Итак, Христос был распят именно на Пасху, в день, указанный прообразным служением во святилище!

На протяжении Своего служения Христос неоднократно упоминал о том, что действует в соответствии с четко установленными временными рамками. Например, «Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин. 2:4), «И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» (Ин. 7:30), «Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял. Его, потому что еще не пришел час Его» (АН. 8:20), «Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников»(Мк. 14:41), «Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому... Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12:23,27). Мы видим, что Иисус знал, когда должен наступить день распятия. Этот день - 14 Нисана, день Пасхи, дабы исполнилось прообразное служение святилища.

Итак, Христос умер не только в год, предсказанный Писанием, но и в точный день. Год мы узнаем из книги пророка Даниила, день - из прообразов святилища, книги Левит. Очень важно не упустить следующее: служение во святилище имеет предсказательную силу, оно указывает на реальные события из истории спасения.

В 1844 году, согласно библейскому пророчеству, должен закончится самый большой пророческий период, 2300 вечеров и утр - «И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14) . Для слушателей Самуила Сноу, которые очень хорошо знали пророчества, это было очевидно. Начало периода в 2300 дней находится в 457 году до н.э. Применяя принцип «день за год» мы получаем 2300 лет. Если к 457 году до н.э. прибавить 2300 лет, мы приходим, учитывая отсутствие нулевого года, к 1844 году, когда должно очистится святилище. Итак, год события известен. Но можем ли мы знать точный день?

В обрядовом служении Ветхого Завета день очищения святилища, согласно книге Левит 23:27, праздновался 10 Тишри, седьмого месяца еврейского календаря, что соответствует октябрю. В этот день решалась участь всех представителей народа Божия в Ветхом Завете. Это был день суда, в который решалась судьба каждого на следующий год. «Также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее" (Левит 23:27-30).

В этот день Бог представлялся как верховный судья, определяющий участь каждого. Либо на этом суде грехи будут очищены, либо человека ожидает наказание. Евреи очень хорошо понимали, что день очищения святилища - это день суда. Вот отрывок из сборника молитв, произносимых в этот день: «Мы должны всецело освятить сей день, ибо это - день страха и ужаса. В этот день устанавливается Твое царство и утверждается Твой престол... Ибо Ты судья, обвинитель и свидетель, записывающий и запечатывающий. Ты вспомнишь обо всем забытом и откроешь памятную книгу... Тогда зазвучит большая труба, и прервется напряженное молчание, и ангелы в страхе и трепете возгласят: «Вот день суда!»34 В сознании евреев во время очищения святилища Бог очищал грехи из небесной книги.

В 1844 году 10 Тишри соответствовало 22 октября. Значит, 22 Октября произойдет суд над землей! Это будет пришествием Иисуса Христа, который «воздаст каждому по делам его»(Откр. 22:12)! Подобно тому, как год жертвенной смерти Христа указан пророком Даниилом, а день - книгой Левит, так год суда над землей указан Даниилом, день суда -книгой Левит! Прообразы служения во святилище имеют предсказательное значение!

К такому радостному выводу пришли участники того лагерного собрания 12-17 августа 1844 года. «Христос придет 22 октября 1844, чуть более чем через два месяца! Ждать осталось совсем немного!» - таким был итог встреч.

Изложив приблизительную последовательность рассуждений Самуила Сноу, которая привела его к указанной дате, давайте посмотрим, как к этому отнесся сам Миллер. Он пишет: «Я не принимал участия в этом... я не участвовал в этом движении вплоть до двух-трех недель до 22 октября».35

Итак, Уильям Миллер не назначал 22 октября 1844 года, не участвовал в этом движении, присоединился к нему только за две недели до назначенной даты, поэтому рассматриваемое утверждение Рогозина безосновательно.

«В стане этого новообразовавшегося движения жизнь потекла совершенно иным руслом... Находясь постоянно в среде Вильяма Миллера и других религиозных фанатиков...»36

После данного утверждения Рогозин описывает, в качестве общей характеристики движения, такие фанатичные проявления, как отказ от работы, учебы, иной деятельности ввиду ожидания близкого пришествия Христа. То есть одиозность движения, его безрассудность рисуется довольно яркими красками. Так ли было на самом деле?

Уильям Миллер и его ведущие соработники осознавали фанатичный потенциал их движения. Эта осведомленность побудила Миллера в новогоднем обращении 1843 года предостеречь своих последователей, что сатана будет пытаться воспользоваться ими, победить их, «раскидывая угли дикого огня среди вас; ибо, если ему не удастся ввести вас в неверие или сомнение, он тогда испробует свой дикий огонь фанатизма».37 Несколькими месяцами позже одним из главных пунктов предостережения на посвящении Бостонской Палатки Хаймса38 было «избегать всех экстравагантных, крайних представлений и всего, что может тяготеть к фанатизму».39

В мае 1843 на важной годичной конференции в Бостоне было заявлено: «Мы отвергаем всякий фанатизм, и все, что тяготеет к крайностям, излишеству и аморальности, что может послужить хулению нашего доброго».40

В феврале 1844 Миллер прямо заявляет, что сам он не «наблюдал фанатизм ни в какой форме».41

Однажды один из лекторов по вопросам пророчеств заявил, что, поскольку обращенные христиане свободны от греха, все, что они делают, отражает побуждения Святого Духа, как, например, возможность интимных отношений вне супружеских, так как для «совершенных» людей это является духовным опытом. Миллериты сразу заявили, что лектор является «человеком крайне неподходящим для лекций по пророчествам... или по любой другой доктрине Писаний».42

Вот как оценивал положение вещей Миллер, уже после разочарования. «Дух фанатизма, который возник в результате в некоторых местах, ведя к излишествам и крайностям, я считаю таким же по своей природе, как тот, который затруднил реформацию в Германии, и таким же, который был сопряжен со всяким религиозным движением со времени первого пришествия. Истина не несет ответственности за подобные ухищрения сатаны, направленные на ее уничтожение. Я никогда не учил пренебрежению какой-либо обязанности в жизни, которая делает нас хорошим родителем, ребенком, соседом или гражданином» (курсив наш).43

По общему мнению современных исследователей, «очевидно, наиболее удивительный факт в отношении Миллеризма заключается не в том, что он вмещал в себя некоторых верующих, принадлежавших к фанатичному краю, или даже психически больные фигуры, но что их было так мало».44 «Холодный рационализм Миллера, Хаймса, Литча и большинства адвентистских руководителей, очевидно, свели до минимума экстремистские элементы».45 Следовательно, утверждение о том, что «в стане этого новообразовавшегося движения жизнь потекла совершенно иным руслом» безосновательно. Вне всякого сомнения, в числе ожидавших пришествия были некоторые фанатики. Таковые люди есть в каждой церкви, вне зависимости от деноминационной принадлежности. Однако наличие таких фигур в том или ином движении или церкви не делает эту церковь фанатичной.

«Потерпев такое поражение, Вильям Миллер - человек, безусловно, искренний и глубоко верующий - признал свои предсказания заблуждением и не только публично отказался от дальнейших пророческих, выкладок, но решительно отмежевался от всякого участия в дальнейшей деятельности основанного им движения».

На самом деле Миллер не отмежевывался от движения и не считал свои «выкладки» заблуждением. Вот как он оценивает свою деятельность на 1 августа 1845, то есть почти год спустя после ожидаемой даты пришествия: «Я по прежнему считаю, что представить доказательства, очевидные моему уму, было моей обязанностью; если бы обстоятельства снова повторились для меня, я поступил бы точно так же... Я могу, только жить в постоянном ожидании этого события [пришествия]» (курсив наш).46

Что касается его дальнейшего участия в организованном им движении, он говорит следующее: «Мои труды практически окончены. Я передаю своим более молодым собратьям дело утверждения истины. Многие годы я трудился один; Бог ныне воздвиг тех, кто займет мое место. Я же не перестану молиться о распространении истины».47 Миллер был уже довольно стар, изношен четырнадцатью годами бурного служения, в период которых произносил в год более 5000 проповедей и лекций, совершая поездки по всей стране. Поэтому он передал управление организацией более молодым помощникам. Сам же ушел «на пенсию». «Я считаю свою работу выполненной. Все, что нужно сделать для распространения этих взглядов, должно быть сделано более молодыми собратьями, за исключением моих редких выступлений».48

Как мы видим, это заявление далеко не похоже на «решительное отмежевание от всякого участия в дальнейшей деятельности основанного им движения»!

«Такому катастрофическому финалу способствовало... и то, что движение не было еще, как следует организовано. Находясь, все время под впечатлением приближающегося "конца" Вильям Миллер и его ближайшее окружение считали всякую такую «земную организованность» излишней и даже греховной».49

Данное утверждение совершенно ясно показывает, что Рогозин имеет самое поверхностное и противоречивое представление о том, что и как происходило на самом деле.

Рогозин не может определиться даже с самим термином, описывающим адвентизм в начале его развития. То это «церковь адвентистов - субботников», то «движение», которое «не было еще как следует организовано». Если это церковь, это предполагает организацию, если неорганизованное движение, тогда не церковь. Все это показывает, что есть необходимость представить для читателей хотя бы в общих чертах дальнейшую историю развития рассматриваемого движения, так как автор либо просто не знает, либо намеренно извращает и конспирирует «неудобную» информацию.

Верно то, что Миллер изначально не ставил целью организацию новой церкви. «Во всех моих трудах я никогда не желал, и даже не думал организовать какую-либо отдельную от существующих деноминаций, либо поддерживать одну в противовес другой. Я хотел принести пользу всем».50

Однако когда движение разрослось, и в особенности с тех пор, как уверовавших в близость пришествия стали исключать из их церквей, появилась настоятельная нужда в организации. Поэтому движение приобрело достаточно организованные формы. Об организованности движения свидетельствует хотя бы факт централизованной издательской деятельности, выпуск таких периодических изданий как «Знамения времени», «Полночный клич», «Западный полночный клич», «Зеркало Пришествия», «Утренний страж» и другие, где излагалась официальная позиция руководителей, предлагался отчет о проделанной работе и многое другое. Не все ныне существующие церковные организации могут похвастаться таким количеством периодических изданий. Главным вдохновителем печатной деятельности движения был Джошуа Хаймс, который 20 марта 1840 года издал первый номер «Знамения времени», издания, которое вскоре выходило десятками тысяч экземпляров.

«Помимо издательской работы, вторым важным вкладом Хаймса в распространение и стабилизацию миллеритского адвентизма было проведение регулярных встреч Генеральных [всеобщих) Конференций... Первая Генеральная Конференция «Христиан Ожидающих Пришествия Господа Иисуса Христа» прошла в Бостоне 14 и 15 Октября 1840».51

На подобных встречах слушался отчет с полей, принимались решения о рукоположении служителей, вырабатывались правила и уставы. Итак, движение было организовано. Что же произошло с ним дальше, после того как ожидаемое пришествие не произошло?

«Когда адвентистский основоположник и вождь сошел со сцены, многим казалось, что этим навсегда закончится печальная история "субботничества". Но выводы эти оказались поспешными. Нашлись люди, которые твердо решили продолжать начатое Миллером дело».

Вновь автор показывает свою неосведомленность в рассматриваемом вопросе. То он утверждает, что Миллер - основоположник церкви «адвентистов - субботников», то вдруг заявляет, причем дважды, что он «решительно отмежевался от всякого участия» от деятельности этого движения, «категорически отказался от всякого сотрудничества». Почему отказался, - перестал верить в то, что Христос придет скоро или перестал быть «субботником», желая положить конец «печальной истории субботничества»? Фактически, Миллер никогда не был «субботником»! Для того чтобы хотя бы приблизительно ориентироваться в рассматриваемом периоде становления адвентизма, предлагаем остановиться на предварительной классификации групп, на которые раскололось движение после 22 октября 1844 года.

«После Великого Разочарования американский адвентизм разделился на три части. Если принять, что число всех Миллеритов составляло около 100 000, можно сказать, что около половины из них быстро оставили всякую веру в 2300 дней. Вторая группа, численностью около 30 - 50 тысяч, сохраняли 2300 дней; но, отвергая 22 Октября 1844, они ожидали дату исполнения пророчества в будущем. Третья группа, всего несколько тысяч от силы, принимала и 2300 дней, и 22 Октября 1844, но очень скоро переосмыслила событие, произошедшее в конце этого срока. Событие Дня Искупления, предсказанное на 22 Октября 1844, по их мнению, было началом суда до пришествия».52 Эти три направления выявились по своему отношению к определенной дате пришествия, они - самое общее идеологическое деление. Однако с точки зрения становления организации, этих групп было несколько больше.53

Первая группа - «Евангелические Адвентисты» (Evangelical Adventists). Они соблюдали воскресенье и верили в бессмертие души. Эта группа существовала недолго, 10-15 лет. Причина - отсутствие отличительных признаков, а потому отсутствие смысла в существовании отдельной организации. Те, кто принадлежал к этой группе, вскоре присоединились к уже существующим деноминациям.

Вторая - «Христиане Пришествия» (Advent Christians). От первой группы они отличались там, что не верили в бессмертие души, но полагали, что после смерти наступает бессознательное состояние. Эта церковь существует и поныне, насчитывая около 40 000 человек.54

Третья - «Духовные Адвентисты» (Spiritualizes). Верили, что Христос пришел 22 Октября 1844, но не буквально, а духовно в сердца верующих. Полагая, что уже наступило тысячелетнее царство, считали, что можно не работать и наслаждаться жизнью «на новой земле». Ясно, что эта немногочисленная фанатичная группа не могла существовать долго, так как необходимо было все же что-то употреблять в пищу, а для этого работать, поэтому направление быстро распалось.

Четвертая - «Грядущий век» (The Age to Come). Проповедовали, что после пришествия будет еще второе «время испытания», еще одна благодатная возможность спастись. Находясь под руководством Джозефа Марша, О. Р. /1. Крозиера, Джорджа Стонса,55 верили, с некоторыми вариациями, что второе пришествие даст начало тысячелетнему царству на земле, во время которого мир будет обращен под царствованием Христа, с иудеями, играющими главную, ведущую роль. Эта группа была очень схожа с Буквалистами (Literalists), Британскими Адвентистами, которые верили, что в 1840-х этнические евреи примут своего Мессию (Христа) в Палестине, таким образом исполняя ветхозаветные пророчества о том, что Иерусалим станет Христовой столицей в течение тысячелетия.56 Их проповедь тоже не могла быть успешной. «Если можно уже после пришествия все исправить, зачем беспокоиться напрасно сейчас?» - таким был ответ большинства слушавших их, и через непродолжительное время группа исчезла.

Пятая - Адвентисты Седьмого Дня (Seventh-day Adventists). Исследуя Библию дальше в желании понять, что произошло в 1844, они обнаружили, что святилище, очищение которого должно начаться, это небо, где Иисус, наш Ходатай и Первосвященник, совершает служение в «святилище и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:2). Это объясняло причину разочарования 1844 года. Они обнаружили также, что в Новом завете нигде не отменяется Десятисловие, нравственный закон Божий, в том числе и заповедь о субботнем дне как памятнике творения Земли.

Это дало название церкви. Адвентисты - от латинского adventus, дословно, «у порога», следовательно, «приход, пришествие», что подчеркивает веру в близость пришествия Христа; Седьмого Дня - по причине заповеди «день седьмой - суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:10). В настоящий момент эта церковь насчитывает более 12 миллионов членов, общее количество прихожан - около 30 миллионов.

Именно против этой церкви Рогозин направляет свою критику. Как мы видим, приводимые им в работе данные используются недостаточно точно и корректно. В сознании автора не существует различий в этих направлениях, поэтому ему трудно дать адекватную объективную оценку. Между тем это различие является решающим. Многие обвинения по справедливости можно обратить к некоторым направлениям, а вовсе не к Адвентистам Седьмого Дня (АСД), однако для этого необходимо быть несколько более компетентным в истории предмета, в который Павел Иванович «задался целью серьезно вникнуть».57

Конечно же, эти пять направлений оформились в самостоятельные организации далеко не сразу. Между распадом общего миллеритского движения и становлением новых деноминаций должно было пройти определенное время. Те, кто ожидал пришествия Христа в 1844 году, продолжали встречаться, обсуждать богословские вопросы, постепенно формируя вероучение той или иной церкви.

К какой из перечисленных групп принадлежал Уильям Миллер? Был ли он в действительности основателем церкви «адвентистов - субботников»? На самом деле Миллер никогда не был «субботником». Он соблюдал воскресенье и принадлежал к первой из указанных нами групп. «Печальная история субботничества» не могла закончиться в 1844 году, просто потому что она началась в рамках движения ожидающих пришествия только несколько лет спустя. Пожалуй, самым удивительным является то, что о святости субботнего дня в Новом Завете адвентисты узнали от баптистов! Да-да, именно от них! Вот как это произошло.58

Зимой 1843-44 Рахиль Оакс переехала к дочери, Делайт Оакс,59 которая преподавала в общеобразовательной средней школе в Вашингтоне, штат Нью-гемпшир. Будучи Баптистами Седьмого Дня, они соблюдали субботу дома, но посещали Христианскую Братскую церковь по воскресеньям. Пастором этой церкви был Фредерик Уиллер,60 методист и последователь Миллера Однажды, в марте 1844 он произнес проповедь о необходимости жить по Божьим заповедям. Когда, спустя некоторое время, он пришел навестить мать с дочерью, Рахиль Оакс спросила, почему он сам нарушает четвертую заповедь, проповедуя совершенно о другом. Тщательно изучив этот вопрос в Новом Завете, он согласился со святостью субботы и начал проповедовать об этом.

Уиллер поделился своими открытиями с Томасом Преблом, который принадлежал к церкви под названием Баптисты Свободной Воли.61 Пребл начал соблюдать субботу в августе 1844. Он написал статью для газеты «Надежда Израиля» в феврале 1845, которая была переиздана в 12-страничном трактате под названием «Трактат, показывающий, что нужно соблюдать седьмой день недели как субботу вместо первого дня, согласно заповеди». Этот трактат был прочитан многими, в том числе Джеймсом и Еленой Уайт, которые вскоре после свадьбы 30 августа 1846 году стали соблюдать субботу. Так адвентисты стали «субботниками»!

Нам удалось найти книгу, изданную Баптистами Седьмого Дня в 1930 году,62 где утверждается следующее: «Баптисты Седьмого Дня являются по своей сущности баптистами и не отличаются радикально от основной группы баптистов, за исключением того, что последние соблюдают седьмой день недели как субботу, а первые соблюдают первый день недели, называемый чаще воскресенье. Баптистов Седьмого Дня нельзя путать с Адвентистами Седьмого Дня. Верно, что и те, и другие, соблюдают седьмой день недели как субботу, но первые являются по своей сущности и отличительным признакам баптистами... с трехсотлетней историей борьбы за религиозную свободу как в Англии, так и в Америке, с похвальной гражданской историей как в личной, так и в общественной жизни... равно как и в академическом мире» (выделено автором).63

Иными словами, празднование субботы не только не началось с Миллером, существуя в протестантском, баптистском мире еще со времен Реформации, но он вовсе никогда и не праздновал субботу.

«Мистер Джеймс Уайт стал первым руководителем и вдохновителем движения... Предсказания и этого фанатика не сбылось, и он с большим конфузом покинул свое председательское кресло».64

Первое, что необходимо упомянуть, это то, что название Адвентисты Седьмого Дня, против которых написана книга Рогозина, появилось только в 1860 году, официальная централизованная организация - только в 1863. В период же после 22 октября 1844 года до создания организации, то есть в описываемый Рогозиным период, такое понятие, как «Председательское кресло» вовсе отсутствовало - проходили библейские конференции с участием представителей различных церквей, где вырабатывались основные доктринальные позиции церкви. 22 октября 1844 года, когда произошло разочарование, Джеймс Уайт был всего лишь «странствующим проповедником» в возрасте лишь 23 лет, рукоположенным только чуть более года назад! Более того, его рукоположили не миллериты, а «Христианский Союз»65 в 1843 г., после того как в результате его служения к Господу обратилось около 1000 человек. В период времени, когда не существовало еще официальной церковной структуры, были лишь неформальные лидеры в разных частях страны.

Далее. Вот список руководителей, избираемых на так называемых Генеральных Конференциях начиная с 1863 года.66

1863-65 - Джон Баинггон
1865-67 - Джеймс Уайт
1867-69 - Д. Н. Эднрюс
1869-71 - Джеймс Уайт
1871-74 - Г. И. Батлер
1874-80 - Джеймс Уайт

Приведенные данные свидетельствуют, во-первых, о том, что Джеймс Уайт стал руководителем в первый раз только в 1865 году, то есть спустя 21 год после распада миллеритского движения на различные группы. Во-вторых, он трижды избирался в качестве руководителя церкви, никогда не покидая «с конфузом» «председательского кресла».

Более того, Хаскел, которого Рогозин упоминает в качестве руководителя церкви, никогда им в действительности не был. Он был секретарем, когда Батлер был избран руководителем.

Итак, «председательского кресла» в указанный промежуток времени не просто не существовало, Джеймс Уайт же трижды избирался в качестве руководителя церкви.

«Не успев занять своего поста, Джеймс Уайт "всколыхнул" мир новым "безошибочным" предсказанием дня пришествия Христа на 1845 год».67

Помимо этого высказывания, Рогозин называет Джеймса Уайта предсказателем еще несколько раз. Читая подобную информацию, немудрено возникнуть желанию ничего общего не иметь с этими фанатиками. Действительно ли Джеймс Уайт сделал подобное предсказание? Как ему после этого удавалось трижды быть избранным в качестве руководителя людей, которых он обманул?

В действительности, ожидание пришествия Иисуса Христа в 1845 году имело место. Но автором этой идеи был вовсе не Джеймс Уайт. А, занимаемое им тогда положение не позволяло ему «всколыхнуть мир» новым предсказанием.

Основоположником этой идеи был человек по имени Иосиф Бейтс. Вот его аргументы. Книга Левит, говоря об очищении святилища, использует фразу «день очищения» (Лев. 23:27). Используемый для вычисления временных пророчеств принцип «день за год», который привел к 1844 году, если применить его здесь, даст «год очищения». Следовательно, поскольку Христос не пришел 22 октября 1844, Бейтс предположил, что суд может продлиться в течение года после этого.68

Джеймс Уайт также склонился к этой точке зрения. Однако в это время молодая девушка по имени Елена Хармон сообщила о видении, данном ей, из которого следовало, что это ошибочная теория. Это видение в августе 1845 спасло некоторых защитников указанной теории, таких как Джеймс Уайт, от еще одного колоссального разочарования. Когда Елена Хармон была в Карвере, Массачусетс,69 Джеймс Уайт, в лежащих рядом Феархевене и Дартмауте70 проповедовал о внезапности пришествия в течение года после 22 октября 1844. После того, как он услышал содержание видений Елены Хармон, он написал в периодическое издание «Дневная звезда», описывая впечатление, от воздействия ее вести: «Многие ожидали пришествия Господа в седьмом месяце [октябре]. В то, что Христос придет в 1845, мы верили твердо».71

Продолжая ту же статью, он написал: «В это время Елена была с группой в Карвере, Массачусетс, где она увидела видение, согласно которому мы должны будем разочароваться, и что святые должны будут пройти через «время испытания Иакова», что ожидалось еще в будущем. Ее взгляд на время испытания Иакова был совершенно нов для нас, как, в общем, и для нее».72

«Это видение, определенно, спасло Джеймса от каких-либо дальнейших подсчетов относительно пришествия Господа, что было распространенной практикой среди некоторых миллеритских руководителей. Это видение 1845 года, настолько актуальное, настолько библейское, очевидно произвело особо основательное впечатление на Джеймса, равно как и на других».73

В сентябре 1891 года Елена Уайт вновь писала: «Мы не должны лихорадочно интересоваться точным временем пришествия. Никто не сможет предсказать, когда оно наступит... Вы не сможете сказать, что Он придет через один, два года или пять лет, равно как не сможете отодвинуть Его пришествие, заявив, что его не будет в течение десяти или двадцати лет».74

Церковь АСД как единое тело, как организация, никогда не одобряла и не поддерживала, а тем более не назначала каких-либо определенных дат касательно пришествия. Начиная со времени организации Генеральной Конференции в 1863 году и вплоть до настоящего времени, позиция церкви оставалась неизменной. Если когда-нибудь кто-то и выдвигал новые исчисления, официальная позиция церкви, ее доктрина и общая практика этому противостояли. Те, кто желает удостовериться в этом, могут пролистать любую книгу, изданную на эту тему церковью, для подтверждения.

Сам же факт назначения времени пришествия отдельными личностями не может рассматриваться как показатель. Хотя в действительности отдельные высказывания и подсчеты имели место в истории церкви, это никогда не было мнением большинства или изъявлением соборной церковной позиции. Поэтому утверждать, как делает наш оппонент, что «халифы на миг»,75 то есть руководители церкви, занимая «председательское кресло»,76 или отражая официальную позицию, последовательно продолжали назначать даты пришествия, значит заявлять нечто абсолютно противоположное действительности. Остается надеяться только, что это делается по неграмотности автора по данному вопросу, без намерения сознательно исказить факты.

«Но и этот позор не отрезвил и не образумил людей, потерявших способность здраво мыслить».77

Хочется остановиться на этом особенно едком замечании. Логика приведения данного утверждения ясна. Если основоположники церкви были так бессмысленны, что утверждали очевидные заблуждения, стоит ли серьезно относиться к чему-либо, написанному и сказанному ее представителями на протяжении всего времени ее существования, вообще серьезно относиться к ней как к явлению? Обладали ли те, кто стоял у основания церкви, способностью здраво мыслить? Начнем с Уильяма Миллера. О его выдающихся интеллектуальных способностях и объеме знаний мы уже говорили в этой главе. Однако самое интересное, что его современники, именитые ученые - богословы, соглашались с его мнением.

Один из них - Джордж Буш, профессор Нью-Йоркского университета, специалист в области древнееврейского языка и восточной литературы. В письме, написанном Миллеру, он сказал следующее: «Нельзя возразить, по моему мнению, что Вы и Ваши друзья посвятили много времени и внимания изучению сроков начала и завершения этих великих периодов. Если эти периоды даны Святым Духом в пророческих книгах, это, вне сомнения, потому, что они должны исследоваться... Истолковывая день как пророческое указание года, Вы, по моему мнению, основываетесь на серьезной экзегезе, равно как верно и то, что Вас поддерживает мнение таких светил, как Меде, сэр Исаак Ньютон, епископ Ньютон, Кирби, Скотт, Кейт78 и множество других, которые задолго до того пришли к существенно тем же выводам, что и Вы. Все они согласно говорят о том, что главные периоды, упомянутые Даниилом и Иоанном, в действительности заканчиваются приблизительно в это время... Ваша ошибка, как мне кажется, заключается... в непонимании природы событий, которые должны произойти, когда эти периоды закончатся»(курсив наш).79

«Этой системы, отцом которой могут считать Уильяма Миллера... придерживались и существенно зашищали и другие, как в Европе, так и в Америке. Это особенно верно в отношении его интерпретации пророческих периодов и времени их завершения. Великий принцип, вовлеченный в истолкование 230О дней из Даниила 8:14 заключается в том, что 70 недель Дан. 9:24 - это первые 490 дней из 2300 8-й главы. Этот принцип был развит в течение последнего [то есть 18-го] столетия Хансом Вудом, из Ирландии, аргументы которого цитировались ученым доктором Хэйлесом80 и переиздавались им несколько раз в течение нескольких лет перед концом прошлого и началом сего [19-го] столетия. Тот же принцип применяли Е. Ирвинг, Иосиф Вольф81 и большая часть английских Буквалистов, с тем лишь исключением, что они простирали время до 1847, в то время как м.Миллер оканчивал его в 1843».82

Сам Миллер пишет следующее: «В том, во что я верю, нет и единого пункта, в котором меня не поддерживал бы кто-либо из целого ряда авторов, выступивших против моих идей. Профессор Буш, самый галантный из моих оппонентов, признает, что я прав в отношении времени... и это все, на что я претендовал. То, что 70 недель представляют 490 лет и что 1260 и 2300 дней означают годы, признают Буш, Хинтон и Джарвис.83 То, что 2300 дней и 70 недель начинаются одновременно, не отрицает профессор Буш. А доктор Джарвис признает, что 2300 лет приводят нас к воскресению мертвых и суду... Таким образом нет и одного пункта, который я отстаивал, который не был бы признан кем-либо из тех, кто писал с целью опровергнуть мою точку зрения»84

Это обстоятельство способствовало тому, что Миллера признают руководители многих христианских деноминаций прошлого столетия. В 1834 году Миллеру вручили удостоверение проповедника Баптистской церкви. Помимо этого, «около этого времени я получил, - пишет Миллер, - рекомендацию для общественности как общественный лектор по вопросам пророчеств, подписанную около пятидесяти Баптистскими служителями и около двадцати или тридцати служителями из других деноминаций».85

Для завершения картины упомянем только, что приблизительно в это же время в других местах земного шара, помимо Соединенных Штатов, многие исследователи писали об этом же.

«В 1821 году, спустя три года после того, как Миллер истолковал пророчества, указывающие время суда, весть о скором пришествии Господа стал провозглашать Иосиф Вольф, «всемирный миссионер... В течение 24 лет, с 1821-го по 1845 год, Вольф побывал в Африке, включая Египет и Абиссинию, в Азии, объехав Палестину, Сирию, Персию, Бухару и Индию. Он побывал и в Соединенных Штатах, а по пути проповедовал на острове св. Елены. Прибыв в Нью-Йорк в августе 1837 года, он проповедовал в этом городе, а затем в Филадельфии, Балтиморе, и, наконец, добрался до Вашинггона. Здесь, как он писал, «по предложению вице-президента Джона Куинси Адамса в одной из палат Конгресса мне предоставили возможность выступить в зале Конгресса, что я и сделал в субботу. Эту лекцию почтили своим присутствием все члены Конгресса, равно как и епископ Вирджинии, а также духовенство и граждане Вашингтона. Подобной же чести удостоили меня в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания, где я выступал с сообщением о своих исследованиях в Азии, а также читал лекции о личном правлении Иисуса Христа».86

«Мануэль де Лакунза, иезуитский священник, Иосиф Вольф, христианский еврей, Генри Драммонд, английский банкир и член парламента, Уильям Каннингэм, Генрих Ричтер, Мортимер О'Сулливан, Луиз Гуссен, Уильям Рим, Джордж Глори, Генри Мэннинг, Александр Кейт, Джеймс А. Бэгт, Джордж Стэнли Фабер87. и огромное количество других в Шотландии, Ирландии, Франции, Германии, Голландии, Швейцарии, Южной Америке, Ближнем Востоке и (более всего) в Англии писали книги, проповедовали, издавали журналы и проводили конференции в ожидании Второго Пришествия, которое более или менее соответствовало по времени с ожиданием Второго Пришествия в Северной Америке Миллером».88

Итак, дело Миллера в Америке вовсе не является каким-либо исключением. Это всемирное движение. Не менее выдающимися были и ближайшие соработники Миллера.

Иосия Литч - богослов, получивший систематическое образование, ближайший сотрудник Миллера. Он методист, а методисты - выходцы из епископальной церкви Англии, - всегда получали хорошее образование, в Англии, и, возвращаясь, были самыми образованными служителями в Америке.

Чарльз Фитч - тоже богослов.

Самуил Сноу, тот, который предложил дату 22 Октября 1844, обладал знанием древнееврейского и греческого языков.

Иосиф Смит изобрел искусственную ногу, сгибавшуюся в колене, для того чтобы склоняться на колени в молитве.

Эндрюс (1825-1883), будучи молодым человеком из состоятельной семьи, готовился стать юристом, как и его дядя - конгрессмен. Стал первым зарубежным миссионером церкви, именем которого названо головное учебное заведение АСД; обладал настолько хорошим знанием текста Священного Писания, что о нем ходили легенды. Однажды при встрече с ним кто-то спросил: «Правду ли говорят, что если бы Библию уничтожили, вы могли бы воспроизвести ее по памяти?» Он ответил: «Это не до конца верно в отношении Ветхого Завета»!!! Новый же Завет он мог воспроизвести наизусть плоть до запятой.89

Келлог, известный на весь мир врач, благодаря своим изобретениям в области физиотерапии, изобретению гранолы, кукурузных хлопьев, орехового масла и так далее, тот, к кому специально ездил советский ученый, академик Павлов, - также адвентист.

Эдсон Уайт изобрел и запатентовал складывающиеся стулья для удобства пользования в церковных помещениях.

Подобный список имен можно с успехом продолжать и далее.90 Вряд ли можно согласиться с тем, что люди, стоявшие у истоков церкви АСД, не обладали способностью «здраво мыслить». Они не только обладали указанной способностью, но и в несколько раз превосходили средний уровень.

«Я не могу согласиться с тем, что все это дело было начато с Божьего благословения...»91.

Итак, можно ли в действительности согласиться с тем, что «все это дело», то есть возникновение движения ожидавших Пришествия Иисуса Христа в прошлом столетии и дальнейшая организация церкви АСД, «было начато с Божьего благословения»?

Для ответа на этот вопрос мы, подобно одному из историков церкви АСД,92. хотим обратиться к событиям, связанным с началом христианства. То, что произошло тогда, мы назовем «Великое разочарование - I» .

Итак, за пять дней до Своей смерти, Иисус Христос повелел ученикам: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их... Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге, народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф.21:2-9).

Это был самый торжественный час, огромная радость для последователей Христа - время установления мессианского царства на земле. Так им казалось. Восклицая «Осанна сыну Давидову.», то есть, «Осанна царю.» (Ин. 12.13), они представляли, что это начало победы над ненавистными римлянами, свержение позорного ига.

Однако их радостному ожиданию царства Божия на земле суждено было разбиться о жесточайшую реальность - распятие Царя. Их лучшие надежды оказались напрасными. Евангелие от Луки очень ярко описывает то величайшее разочарование, которое испытывали последователи Христа в воскресенье, на третий день после смерти, показывая три группы людей. Первая - женщины: «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» (Лук.24:1). Они шли помазать мертвеца! Двое других, идя из Иерусалима, настолько разочарованы, что не верят очевидцам, сообщившим о произошедшем воскресении, говорят о своей вере во Христа в прошедшем времени: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят,что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели» (Лук.24:21-24). Третья - ученики, собранные в горнице. Они не верят ни женщинам - очевидцам, ни двоим, встретившим Воскресшего на пути: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лук. 24:36,37).

Итак, разочарование, которое пережили ученики, было колоссальным. То, чего они ждали, установление земного царства, не произошло. Здесь весьма уместно задать вопрос «Почему произошло разочарование?» Разве Христос не предупреждал их о Своей смерти заранее? Предупреждал! Разве не было ветхозаветных пророчеств о его смерти? Были! Почему же они их не заметили, не поняли? Почему разочарование все-таки случилось?

Ответ, отчасти, заключается в следующих словах Христа: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12), «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук. 24:25). Ученики были просто не в состоянии понять! Они могли исходить только из традиционного для того времени мировоззрения, а именно, политической трактовки пророчеств о Мессии.

Во-вторых, как радость, так и разочарование учеников, были предсказаны в пророчествах. Когда 24 глава описывает три объяснения случившегося, Лука использует очень важное слово. «Сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его... Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании... И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:7,8,26,27,44). Во всех трех случаях используется греческое слово (дей) - «должно, следует, нужно, необходимо».93 Почему должно? - потому что предсказано в пророчестве! Во всех трех случаях в качестве объяснения предлагается ссылка именно на то обстоятельство, что данное было заранее предсказано. В свете Божьего намерения бессмысленное приобретает смысл, разочарование сменяется радостью!

Какие же пророчества предсказали радость и разочарование учеников? О радости в связи с триумфальным въездом Христа в Иерусалим пророчествовал Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (9:9). Однако тот же пророк предсказал и великое разочарование учеников: «Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф. 26:31; см. также Зах. 13:7). Как радость при въезде Иисуса в Иерусалим, так и разочарование по причине Его смерти, были предсказаны в пророчестве.

А сейчас ответьте, пожалуйста, на очень важный вопрос: как ученики могли бы исполнить пророчество о радости, если бы заранее знали, что спустя пять дней их Царь будет распят? Единственная возможность для исполнения указанного пророчества заключалась в недостаточном понимании учеников ряда пророчеств Ветхого Завета.

Итак, таким было начало христианства. Именно в свете указанных обстоятельств следует рассматривать великое разочарование, случившееся в середине девятнадцатого столетия с теми, кто позднее объединился в Церковь АСД. Мы назовем это «Великое разочарование - II» .Как и ученики Иисуса Христа, верующие прошлого столетия ожидали установления Царства Божия. Им казалось, что это должно произойти согласно пророчеству. Самые лучшие мечты были обращены на указанное время. Однако их постигло разочарование. 22 октября 1844 года ожидаемое Пришествие не случилось, ничего на земле не произошло.

И вновь, как и с учениками Иисуса Христа, мы вправе задать вопрос «Почему?» Разве Христос не предупреждал, что «не ваше депо знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7)?94 Предупреждал! Разве не было библейских пророчеств, что время должно продлиться дальше? Были! Почему же это все-таки случилось?

На этот вопрос мы можем дать точно такой же ответ, который предложили на вопрос касательно учеников: «вы теперь не можете вместить!»(Ин. 16:12), «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук. 24:25). Иными, словами, они были просто не в состоянии понять все до конца. В то время распространенной точкой зрения, остававшейся еще со дней Августина,95 была идея о том, что святилище - это земля, где пролил свою кровь Христос. Поскольку Дан. 8:14 говорит «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» , Миллер решил, что очищение святилища, то есть земли, произойдет вместе со Вторым Пришествием Иисуса Христа.

Вывод о том, что святилище - это земля, Миллер, однако, сделал не просто наобум, только потому, что это была общераспространенной идеей. Он тщательно, используя симфонию,96 проверил все места в Библии, которые упоминают слово «святилище», для того чтобы выяснить его значение. Когда он встретился с тем, что Библия описывает небесное святилище, он написал так: «Не... небо, ибо оно не нечисто»97 - таким был его краткий ответ. К сожалению, используя симфонию, исследуя слово «святилище», он не мог обнаружить Евр. 9:22,23, где говорится: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами». В данном тексте не употребляется само слово «святилище», однако идет речь о том, что оно должно «очищаться», как и земной прообраз! Очиститься должно небесное святилище! То есть с Миллером произошло не больше того, что с учениками - он был не в состоянии понять все до конца сразу, не исследовал все.

Однако, как и в случае с учениками, есть еще одна причина «Великого разочарования - II», а именно: радость ожидания и горечь разочарования были предсказаны в пророчестве. Откр. 10:8-10: «И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем». Что же означает эта картина? О какой книге идет речь, что это за ангел, почему книгу нужно съесть и какой период времени описывается?

Мы вполне соглашаемся с мнением протестантского богослова Уильяма Баркли, что описанная картина относится к последнему времени. Комментируя Откр.10:6, он пишет: «Значение сводится к тому, что осталось мало времени...»98 Еще один баптистский комментарий говорит следующее касательно времени: «речь тут идет о «конце земного времени», в том смысле, что наступает «полнота времени», и Бог силен совершить Свой последний суд над миром... в смысле теперь уже близкого, незамедлительного, наступления вечности».99 Итак, 10 глава Откровения описывает время ближе к концу земной истории. Но о чем же идет речь? Представленный в Откровении образ является параллельным 12 главе книги Даниила. Вот эти параллели:

Существо находится над поверхностью (см. Дан.12:7; Откр.10:5).
Рука поднята к небу (см. Дан.12:7; Откр.10:5).
Клятва Живущим во веки (см. Дан.12:7; Откр.10:6).
Сообщение о времени (см. Дан.12:7; Откр. 12:6).

Указанные параллели свидетельствуют о том, что речь идет об одной и той же личности, об одном и том же символе. Однако есть между этими картинами и различие. Какое? Это описание книги. Во время Даниила она была закрыта: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение... И отвечал он: иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени (Дан. 12:4,9) .

Итак, книга закрыта, но указывается обетование, что в последнее время она будет раскрыта. Именно это и описывается в Откровении 10:2,8: «В руке у него была книжка раскрытая... И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. Иными словами, описывается время исполнения обещания о раскрытии книги! В последнее время, то есть в наше время, книга должна быть раскрыта.

О какой же книге идет речь? О книге пророка Даниила, как явствует из 12 главы. То есть смысл книги пророка Даниила должен открыться в наше время. Особенным образом речь должна идти о тех частях пророческих видений, которые были непонятны Даниилу, так как о запечатывании их говорится отдельно: «Я слышал это, но не понял, и потому сказал: «господин мой! Что же после этого будет?» И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени» (Дан. 12:8,9). Какие же это части? Дан. 8:26,27: «Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам. И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал занимался царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его».

Итак, Даниил не мог понять видение о 2300 днях. Обратите внимание, что это видение, по словам Библии, относится к последнему времени (Дан. 8:17,19,26). Ангел сказал Даниилу, что это видение нужно сокрыть. То есть, книга Откровение сообщает о том, что в последнее время откроется смысл пророчества о 2300 днях, ибо оно простирается до последнего времени. Что же означает съесть книжку (Откр. 10:8-10)? Вновь, мы соглашаемся с Уильямом Баркли, который пишет: «Картина восходит к переживаниям пророка Иезекииля, которому по-велено было съесть свиток и напитать чрево свое (Иез. 3:1,3). Идея в обеих картинах одна: вестник Божий должен воспринять весть Божью в свою жизнь и усвоить ее».100

Давайте обобщим. В последнее время, в результате исследования пророчества книги Даниила о 2300 днях, откроется его смысл, и это принесет сладостные ощущения. Однако сразу за этим последует горечь.

Именно это и произошло с ожидавшими пришествия Христа в середине прошлого столетия. Исследуя пророчество о 2300 днях, они пришли к радостному заключению о том, что скоро наступит Второе Пришествие. Однако радость ожидания сменилась горечью разочарования, - Христос не пришел. Обратите внимание, что это случилось во исполнение библейского пророчества! Подобно тому, как поведение учеников в связи со смертью Иисуса Христа было предсказано библейским пророчеством, точно так же было предсказано поведение тех, что ожидал Пришествия. Иными словами, это должно было произойти! Помните греческое (дей)? В опыте адвентистов прошлого столетия не было ничего такого, что не присутствовало бы и в опыте учеников Христа. Разница только в одном. Учеников Христа было немного, здесь же сотни тысяч людей по всему миру одновременно испытали чувства, предсказанные в пророчестве.

Если христианство в лице учеников Христа началось с Божьим благословением, то произошедшее в точности так же начало адвентистского движения тоже должно находиться под знаком Божия благословения.Согласиться с этим или нет, - это уже другой вопрос. Ответ на него не меняет действительности того, что произошло.

P.S. Мы полагаем, что возникновение церкви Евангельских Христиан Баптистов можно обрисовать с не меньшим сарказмом, чем Рогозин - возникновение церкви АСД. Однако такой поступок был бы неверным. Дело в том, что в любом деле всегда присутствуют издержки. Когда великий реформатор, Мартин Лютер, например, давал указания топить анабаптистов, предшественников баптистов, которые пошли чуть дальше него в исследовании Библии и обнаружили, что крещение должно преподаваться только в зрелом возрасте, он, вне всякого сомнения, был не прав. Верно и то, что, создавая «канон в каноне», пытаясь выкинуть послание Иакова из Нового Завета, он шел против воли Божьей. Однако это не отменяет то обстоятельство, что Бог использовал его для обличения многих других пороков государственной церкви, открыл чрез него много утерянных истин. Точно так же, когда адвентисты, исследуя Библию дальше, обнаружили «новые» истины, продолжили восстановление христианского богословия после периода средневековья, они подверглись критике со стороны уже существовавших церквей. Неужели уроки истории ничего не значат? Гораздо правильнее и методологически, и с точки зрения нравственности, было бы представлять картину в целом, более объективно и менее враждебно.

На главную